На главную

Официальная информация


Интерактивная карта Пензенской области



Туристические маршруты


Народные промыслы


Справка


Полезная информация



События

пнвтсрчтптсбвс




Церкви / Церковь Косьмы и Дамиана

Адрес: Сосновоборский район, с. Тешнярь.

Тел.: 8 960 324 57 33


Дата основания: 1754 год. Церковь действующая. Возможен беспрепятственный подъезд. Имеется дорога с твердым покрытием.

 

Из истории прихода бессребреников Космы и Дамиана села Тешнярь.
 

 

Объективно сейчас почти невозможно осветить всю приходскую жизнь Космо-Дамиановского храма ввиду того, что все метрические и архивные книги были уничтожены в годы гонений на Православную церковь, давности времени и недостаточного количества архивных данных. Но все же постараемся на основании клировых ведомостей за 1914 год и более поздних восстановить историческую цепочку фактов.
 

 

Село, основанное в 50-х годах 18-го века было застроено первоначально по левую сторону реки Тешнярьки. На том же месте в середине 19-го века возникла стеклянная мастерская и завод. В 1754 году на месте нынешнего храма силами местных умельцев строится небольшая деревянная церковь, а рядом с церковью, ввиду весенних разливов реки, возникает кладбище.
 

 

В 1757 году её освящают по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Пахомия (Симанский 1757-1766г.г.). При построенном храме обустраивается приходская жизнь населения с. Тешнярь и поэтому рядом с церковью хоронят только священников и клириков, рядовых мирян стали хоронить за речкой ближе к селу Топоровка. Известно об одном священнике, служившем в середине 19-го века. Это отец Василий Львович Пламеневский (род. 1820г.). В 1843г. Поступил в Пензенскую Духовную Семинарию. По окончании её был рукоположен Епископом Амвросием. Этим Архиреем был награжден за усердную молитву о победе русского воинства в войне с Турцией, памятным бронзовым наперсным крестом.
 

 

В 1853 году служил в с. Тешнярь. В тот же год сделал обширную реставрацию поношенного от времени церкви св. Космы и Дамиана. В 1863 году сделал теплый придел, а в 1866г. – резной иконостас в приделе.
 

 

За выполненную работу Владыкой Антонием (Смолин 1862-1868г.г.) награжден набедренником и именной скуфьей. Имел супругу Ольгу Кузьминичну и детей Марию и Михаила. К концу 70-х годов церковь обветшала и, примерно, в 1885 году была разобрана и перевезена в с. Озёрки. Служба стала совершаться в домовой церкви вблизи места бывшего храма, прикомандированными из с. Александровка и Мывал священниками.
 

 

Но вот 5 июля 1892г. Владыка Митрофан (Невский) направляет постоянного настоятеля. Им стал священник Василий Сергеевич Студенов.

 

Краткая биография: сын священника, родился в с.Н-Мывал в 1864г. 4 апреля. Учился 6 лет в гимназии в г.Вырим Симбирской губернии. В 1885г. Владыкой Антонием определён быть в с.Н-Мывал псаломщиком, затем рукоположен во дьякона для службы в г. Городище. В 1888г. Назначен священником в с.Анучи Мокшанского уезда. А затем в с. Тешнярь руководить строительством нового храма. Был женат на Серафиме Ефимовне, имел детей Софью, Раису, Леонида и Клавдию. На освобождённом и очищенном от старинного фундамента месте в 1891-1892г.г., силами двух сел: Тешнярь и Топоровка стал сооружаться грандиозный пятикупольный храм. Архитектором нового здания, чей проект был взят за основу, был Алексей Евгеньевич Эренберг, известный тогда в России. Подрядчиком и меценатом стройки являлся житель села Гремячевка Барыгинского уезда Симбирской губернии, некто Матфей Макаровыч Липатов. Вместе с отцом Василием на богослужебном поприще трудился дьякон Алексий Иванович Чистов, определённый быть Владыкой Митрофаном псаломщиком от 14 мая 1891 года.
 

 

Старостой стороящейся церкви был выбран 1888 году бывший унтер-офицер Тихон Иванович Аржаев (из местных военных). Известны имена некоторых рабочих. Это Матвей Филиппович Каляев и Константин Петрович Кремляков. Само здание церкви предполагалось возвести в форме корабля. Фундамент кирпичный на известняке. Срубовый лес доставлялся со стороны сёл Вачелай и Мывал. Раскряжевывали и окантовывали прямо на площади перед входом к папертям притвора. На середине и верхние ярусы сруба были положены перекидные мостики и эстакады, по которым лошади, с завязанными глазами, затягивали готовые брёвна. Венцы и углы срублены в «зацеп» и «ласточкин хвост», что придаёт зданию прочность. Отец Василий, по преданию, часто в молитвенном доме, да и на стройке, служил молебны на успех во всяком деле. Это придавало уверенность подрядчику и рабочим. Молитва – лучше всякого раствора скрепляла остов здания. На потолок , под упорные колонны, в зимней части храма были срублены матицы из гигантских сосен, предположительно до 43 метров в длину (от комля до верхушки). Стёкла в перегородочной двери до сих пор сохраняются старинные (с местной мастерской). Старинное покрытие железом сохраняется только на центральном и 4-х боковых куполах. Остальная часть крыши заменена в 60-е и 80-е годы 20 столетия. На колокольню высотой 35 метров лебёдками три лошади затянули 25 или 28 пудовый (400-448 кг.) колокол. Сейчас на верхней площадке колокольни лежит язык от того колокола, длинной 1 метр и весом от 50 до 60 кг. А этот колокол сняли, когда закрывали все храмы. Тот колокол было слышно по всей округе, даже до села Барнуки. Висел он с 1900 по 1937г. В дни отречения царя Николая ІІ он был средством оповещения важных событий не только церковной жизни. Купола церкви были в 1896г. увенчаны крестами, на центральном и на колокольне с царскими коронами вверху. Это было коронование на русский престол императора Николая ІІ.
 

 

Архитектурная композиция церкви позволяла иметь три алтаря. Летний – в честь Покрова Богородицы. В зимней части здания, правый, в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Левый – в честь Святой троицы, был в употреблении с 1915 года до 1940г. Со дня освящения церкви в 1897г. престол в приделе Святой Троицы не был освящен, поэтому не было и иконостаса в этом приделе. Иконостас покровской части храма имел резной деревянный орнамент. Он пятиярусный. Иконы иконостаса написаны в стиле Паленова местным иконописцем. Иконы алтаря Космы и Дамиана написаны в стиле школы Нестерова написаны Николаем Гранковским предреволюционное время. Поновлены в 1998г. Иконы в медных окладах написаны задолго до построения церкви и предположительно привезены из другой церкви или сохранились от первого храма 1758г. Церковные подсвечники также старинные и привезены были из разорённых церквей. Достаточно было в годы революции и серебряных сосудов для совершения Святой Евхаристии. Когда-то на стенах летней части храма висели очень старинные иконы «житие святого» и «двунадесятые праздники» предположительно начала 18 века. Их выкрали вместе с серебряными сосудами в 1990 году, годом позже 2 старинных колокола висевшие под потолком фасадного крыльца были сняты и перевезены в село Посёлки Кузнецкого района.
 

 

Как мы видим из истории прихода конца 19 начало 20-го столетия, то можно отметить высокий уровень духовно-культурной приходской жизни. В селе существовала церковно-приходская школа, законоучителем был всегда священник. При библиотеке было 50 томов Евангелия, 6 томов библии, 35 псалтири. Некоторых преподавателей присылали из Пензенской духовной консистории. Настоятели и старосты вели метрические и амбарные книги, куда записывались все важные события приходской и общественной жизни. Известно также что с 1839г по 1903г при храме велись «исповеднические расписки», особенно маловерующие мужчины боялись попасть на «заметку к батюшке».
 

 

Провальными годами в истории прихода в храм были 40 – 70 годы 20-го столетия. Уполномоченные по делам религии часто вмешивались в церковную жизнь епархий Правящим Архиереям делались предписания от уполномоченного наказать неугодного священника глухой деревней. Вот и село Тешнярь часто становилось местом «ссылки» пензенских пастырей. Некоторые с радостью принимали новый крест в своём служении, но большинство от обиды нравственно опускались, пили, дебоширили и т.д. Все это не могло не сказаться не духовном уровне прихожан. До сих пор мне приходится выслушивать всякие небылицы про моих предшественников. Соответственно и здание храма не реставрировалось, зарастало грязью. Интересно отметить годы служения протоирея Феодора Потоцкого (1982-1989).
 

 

При нём храм начал благоукрашаться, и важно отметить, в 1988г. на юбилейных торжествах в г. Пензе Космо Дамиановскому приходу вручили почетную грамоту за большой вклад в фонд мира.

 

 

Контактное лицо: Шляпников Виктор Владимирович, Протоиерей церкви Косьмы и Дамиана с. Тешнярь.


Посмотреть на карте.

Фотографии



Комментарии:

Имя
Ваш комментарий


Если у вас уже есть аккаунт, то войдите.

Опрос дня

В ноябре 2017 года отмечается 100-летие ...?


Архив опросов


Гостевая книга

С подругой ходили в "Музей одной картины" на картину "Княжна Тараканова". В восторге от фильма, снятого...

Анна

06.10.2017



   








Вся информация на сайте представлена не на правах рекламы и несёт только ознакомительный характер.

© Министерство культуры и туризма Пензенской области, 2012