На главную

Официальная информация


Интерактивная карта Пензенской области



Туристические маршруты


Народные промыслы


Справка


Полезная информация



События

пнвтсрчтптсбвс




Музеи / "Музей-заповедник" Наровчатского района

Ардес: Пензенская обл., с. Наровчат, ул. Советская, 29

Тел.: 8(84163) 2-17-88

E-mail: museynar@yandex.ru

Сайт: museum-nar.penz.muzkult.ru 


История музея.

В ноябре 2006 года на базе краеведческого музея создано муниципальное учреждение культуры «Музей-заповедник» Наровчатского района.

За время существования музея-заповедника расширился перечень объектов для туризма: краеведческий музей, тюремный комплекс, Пушкинский центр имени Н.Н. Пушкиной-Ланской, памятники природы. Краеведческий музей расположен в центре Наровчата и занимает здание историко-архитектурного памятника начала XIX века, построенного по образцовому проекту известного русского архитектора А.Д. Захарова.

26 июня 1923 года на заседании Бюро по организации Наровчатского кружка краеведениябыло принято постановление организовать в Наровчате кружок краеведения и одобрить проект устава. Члены кружка занимались обследованием местности, изучением говоров Наровчатского уезда, накоплением экспонатов, налаживанием связей с научными и общественными учреждениями.

28 февраля 1925 года был открыт музей краеведения. Музей имел 2 отдела: санитарного просвещения и краеведения. Уже в сентябре 1925 года число экспонатов достигло 1064.

До 1929 года директором краеведческого музея, по совместительству с учительской работой, являлся Россин Владимир Павлович. В изучении края, комплектовании фондов принимали участие известные ученые-археологи: М.Е. Фосс, А.А. Кротков, А.Е. Полесских, историк А.А. Гераклитов, горный инженер А.А. Штукенберг и др. Постепенно музей сформировался как историко-краеведческий и включил в себя отделы природы и истории.

С 1929 года по 1976 год – хранителем Наровчатской истории была директоркраеведческого музея М.Е. Афиногенова. На ее долю выпала работа по созданию первой экспозиции в музее, обработка и комплектование фондовых коллекций. Под руководством М.Е. Афиногеновой формируются коллекции: археологии, нумизматики, палеонтологии.

Археологическая коллекция охватывает время от эпохи неолита до ХVII века; в нумизматической коллекции представлены монеты ХIV-ХХ вв. В экспозиции музея находятся предметы этнографии и быта; документы, фотографии, книги с автографами и прижизненные издания писателей-земляков, предметы изобразительного искусства, экспонаты, повествующие о занятиях местного населения, промыслах.

В ходе собирательской работы на сегодняшний день в фондах музея хранится свыше 12 тысяч экспонатов. За годы своего существования музей достиг больших успехов в научно-исследовательской, собирательской, экспозиционно-выставочной, культурно-просветительной деятельности.

В музее широко представлена издательская деятельность: Наровчатская энциклопедия, православная энциклопедия, сборник устного народного творчества, сборник афоризмов, изречений, пословиц и другая историческая литература.

Описание экспозиции краеведческого музея.

1-й зал «Многообразие жизни на земле»

Отдел природы знакомит посетителей с географическим положением, геологией, рельефом, полезными ископаемыми, почвенно-климатическими условиями, животным и растительным миром края, задачами охраны природы в районе. Особенно обращают на себя внимание экспонаты мелового периода, останки животных ледникового периода: мамонта, архара и чучела животных современного леса. Здесь же широко представлены пернатые местной фауны.

2-й зал «Времена летописные»

В I тысячелетии новой эры на обширных просторах междуречья Оки, Суры, Цны, Мокши происходило формирование мордовско-этнической группы. Древнемордовские племена жили локальными группами. Они имели некоторые отличия друг от друга в культуре и обрядовых традициях. Население, жившее в верховьях Мокши, в V-VII веках хоронило умерших головой на юг. Эта особенность захоронения характерна для мордвы-мокши.

Благодаря данным особенностям археологи определили, что население в Наровчатском крае относилось к мордве-мокше. В музее экспонируются бронзовые украшения мордвы-мокши VIII-XII веков: застежки-сюльгамы, височные подвески, витые браслеты, кольца, накосники, шумящие подвески в виде трубочек, пластинок, колокольчиков, гусиных лапок.

Задолго до присоединения к Московскому государству мордва имела экономические и культурные связи с западными соседями – славянскими племенами. В X – начале XII века шел активный процесс заселения русскими мордовских земель. Он проходил как мирным путем, так и путем захвата земель русскими князьями.

Процесс присоединения мордовских земель к русскому княжества замедлило монгольское нашествие. Летом 1237 года хан Батый двинул свои многочисленные войска против буртасов и мордвы. Покорение этих народов закончилось осенью, и Батый увел войска на Русь и дальше на запад.

Глубоко в тылу подняли восстание мордва и другие народы Поволжья. Вновь пришлось Батыю покорять мордву и буртас. Отголоском этой героической борьбы стала легенда о княгине Нарчатке. В начале XIV века для управления мордвой татаро-монголы создали особый улус с центром в городе Мохши (Наровчат).

Первое летописное упоминание о Наровчате встречается в Троицкой летописи 1361 года. В 1395 году город был сожжен и разрушен во время междоусобной войны хана Тохтамыша с завоевателем Тамерланом.

В зале археологии привлекают внимание предметы эпохи золотоордынского периода: белые резные камни от капители мечети, фрагменты известковой штукатурки покрытой глазурью, осколки расписной восточной керамики, игральные кости и джучитские монеты (пулы и дирхемы).

3-й зал «Город-крепость Наровчатое городище»

К началу XVI века земли мордвы, прилегающие к Рязанскому и Нижегородскому княжеству, вошли в состав русского государства. Для охраны окраинных земель, для защиты восточных границ строится город-крепость. В 1521 году был построен деревянный острог в Наровчате.

Строили острог работные люди, которых набирали воеводы из разных мест по человеку с пяти дворов. Деревянная крепость стояла на соединении двух дорог, ведущих на Москву: одной с востока от Самарской луки, другой с юга и с Крыма. В крепости находился отряд служивых казаков с воеводой во главе.

Наровчатская крепость представляла собой «острог стоячий», ставленный на дубовых бревнах, на сваях, на вышину двух саженей (4 м 26 см). Всего в крепости было 6 башен. С запада располагалась проезжая башня с вестовым колоколом. В ней круглосуточно находились стражники, охранявшие ворота. Справа от проезжей башни располагалась раскатная башня, на которой устанавливали пушки.

Далее у рва стояла четырехугольная угловая башня, две сторожевые башни: одна у р. Шелдаис, другая напротив Казачьей Слободы. Все служилые люди наделялись землей. Кромегородовой службы казаки несли надзор за степью. Для охраны и разведки воевода назначал разъезды-сторожи. Эти отряды проникали далеко вглубь соседних территорий, охраняли торговые пути от вражеских набегов. Несмотря на такую охрану границ, набеги кочевников продолжались и в XVIII веке.

В зале экспонируется маленькая ручная кулеврина, пушечные ядра, бердыш, сабля, макет крепости-острога.

В XVI веке, вслед за солдатами в Наровчатский край пришли монахи. Они принесли с собой русскую культуру, христианскую мораль и веру. В экспозиции музея, рядом с распятием и иконой соседствуют книги духовного и светского содержания, документы, фотографии.

К XVIII веку Наровчат утратил военное значение. Часть служилых людей переехала в другие города, остальных перевели в разряд однодворцев. Вокруг города вырос посад со слободами. В это время Наровчат именуется «Великого государя дворцовое село Наровчатое городище». В 1775 году в составе Пензенской губернии был образован Наровчатский уезд. Наровчат получил статус города и герб: на голубом поле гора с норами.

4-й зал «XIX век-век реформ и преобразований»

Зарождение капиталистических отношений в обществе, стремление помещиков увеличить доходность своих имений тяжелым бременем ложилось на крестьян, но больше всего их угнетало бесправное положение. 19 февраля 1861 года Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест об отмене крепостного права».

В 1866 году Наровчат дважды посетил писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, будучи председателем Пензенской казенной палаты. Наровчатская действительность нашла свое отражение в некоторых его произведениях: «Дневник провинциала в Петербурге», «Помпадуры и помпадурши». В пореформенной России, в помещичьих хозяйствах применялся труд вольнонаемных работников, обрабатывающих землю инвентарем владельца.

Крупным помещиком и промышленником Пензенской губернии являлся Наровчатский уездный предводитель дворянства, генерал-лейтенант Арапов Иван Андреевич. В 1893 году Арапов И.А. был назначен министром земледелия России. Он создал образцовое хозяйство в губернии.

В музее экспонируются фотографии, документы местных помещиков и купцов, мебель дворянской усадьбы XIX века, книги, среди которых библия с автографом Е.Н. Бибиковой (внучки Н.Н. Пушкиной-Ланской).

Вторая половина XIX века характеризовалась значительным расширением торговых отношений. Наряду с работой базаров и ярмарок получала развитие магазинно-ларечная торговля. В центре Наровчата вырастали все новые магазины и лавки.

В результате исторически значимых реформ, проведенных Александром II, в Наровчате деятельность земства ознаменовалась приобретением здания и открытием больницы, строительством школ, созданием публичной библиотеки. В зале представлены: фото земских школ и учителей, земских врачей, аптечная посуда, аптечные весы, медицинский шприц с пробковым поршнем, прибор для прививок.

За крестьянской и земской реформами последовала судебная, военная, реформа городского общественного управления. В витринах можно увидеть знаки отличия выборных представителей власти, печати сельских старост.

5-й зал «Путь к победе сквозь огонь и смерть и слёзы и любовь»

Особое место в экспозиции музея отведено свидетельствам Первой русской революции. Экспозиционной ряд открывают фотографии крестьянина-отходника Я. Ястребцева, студента А. Делигентова, учительницы земской школы Е.А. Орловой-Утехиной. Я.

Ястребцеву за распространение и хранение листовок политического характера, был вынесен приговор, согласно которому его заковали в кандалы и сослали на каторгу. В зале можно увидеть: фотографии участников революции, русско-японской войны, наградные знаки, документы, трофеи, кандалы.

В годы Первой мировой войны в уезде была объявлена всеобщая мобилизация, создавались специальные комиссии по ее проведению. Основную массу мобилизованных составляли крестьяне. С пензенских вокзалов на фронт отправлялись маршевые роты, в том числе Венденский полк, 186 пехотный полк, в составе которого проходил службу П.С. Парфенов, автор текста партизанского гимна «По долинам и по взгорьям».

Первая мировая война затянулась на несколько лет. Недостаток рабочей силы компенсировали поставкой военнопленных из числа немцев, чехов, словак. К осени 1916 года в Наровчатском уезде насчитывалось уже 3600 военнопленных.

В экспозиции представлены: нагайка, револьвер «Смит-Вессон», австрийская каска, солдатская шашка драгуна Венденского полка, сборник протестантских псалмов, похоронка на Железнова Ивана, уроженца с. ПаньжаНаровчатского уезда, погибшего в 1914 году «…в славной борьбе за Царя и Родину…».

Отдел истории советского периода рассказывает об установлении 23 декабря 1917 года власти Советов в Наровчате. В этом разделе можно увидеть награды героев Гражданской войны, редкий экспонат – печать ревтрибунала.

В годы Великой Отечественной войны Наровчатский район был глубоким тылом. За все годы войны на фронт ушло 8474 человека, погибло 3347 наровчатцев. В 1941 году в Наровчат эвакуирован Белобережский детский дом, эвакогоспиталь № 4586, в 1943 году госпиталь № 3529.

Наровчат дал Родине в годы войны 12 Героев Советского Союза, Героя Социалистического Труда, двух кавалеров орденов Славы 3-х степеней.

6-й зал «Крестьянский быт и промыслы (конец XIX-начало XX века)»

После отмены крепостного права произошел резкий рост и развитие мелких промыслов. Крестьяне искали дополнительный заработок. В уезде образовался целый ряд промыслов: валяльный, решетный, гончарный, плетение из ивы и луба, лапотный и другие. Некоторыми из них занимались в специально построенных или приспособленных помещениях.

Валяльным промыслом занимались в селах Телешовка и Суркино. Здесь в начале XX века был расквартирован отряд солдат. Они знали валяльное ремесло и научили ему местных жителей. Валенщики работали в специальных мастерских, называемых вальнями.

В помещениях было жарко и сыро. Техника валяния валенок состояла из многих приемов. Главным материалом служила овечья шерсть. Для производства валенок требовались специальные приспособления: решетка, лучок, катеринка, струны, колодки, рубель, пруток, платы, бочка или котел.

По цвету изготавливали черные, серые и белые валенки. Валенщики занимались промыслом с 1 октября по февраль. Доход за месяц составлял 19-20 рублей, что считалось хорошим заработком.

Решетным промыслом в Наровчатском уезде занимались в с. Орловка. Материалом служил лубяной слой липовой коры. Решетники использовали следующие орудия труда: стан, бердо (трех видов), челнок, пруток, нож, плоское шило, брусок, зубец.

Все работы по изготовлению решет производились зимой в жилых избах, а летом работали под навесами. Выделялось 3 основных операции: тканье полотен, выделка обичек, обшивка обичек. Выпуск решет – дело семейное. Большего мастерства достигали те, кто начинал трудиться с 11-12 лет.

Свои изделия решетники продавали на базаре в городе Наровчате, часть сбывали скупщикам. Гончарным промыслом занимались в селе Абашево. В работе гончаров выделялось 5 основных операций: добывание глины, подготовка глины для изделий, выделка изделий, просушка и обжигание. Лепным способом делали игрушки, слепкой – черную посуду и крупные сосуды, выводкой – обливные изделия. Игрушки пользовались высоким спросом на рынке.

В экспозиции представлены: предметы быта, валяльный стан, решетный стан, глиняная посуда и игрушки, плетеные предметы, русский и мордовский женский костюм.

Описание выставок

«Искусство навека»

Федот Васильевич Сычков родился в с. Кочелаево Наровчатского уезда. Как художник и как человек, он был неразрывно связан с людьми и своим краем. Среди больших полотен, исполненных Сычковым до революции, известны картины: «Дети старой деревни», «Трудный переход», «Возвращение с сенокоса», «Водосвятие» и другие.

Его произведения привлекают не только искренностью и теплотой, но и умением связать обычаи и уклад крестьянской жизни с близостью к природе. Частыми героями картин Сычкова были дети и молодежь. В 1937 году Ф.В. Сычкову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств МАССР, позже звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1958 году он стал Народным художником республики.

Константин Александрович Вещилов окончил Академию художеств, был любимым учеником Репина. В академии он познакомился с Сычковым. В 1918 году художник переехал в Наровчат, где организовал декоративную мастерскую. Вещилов писал декорации к местным спектаклям, портреты вождей, оформлял лозунги. При содействии Вещилова, Сычкова в июле 1919 года была открыта художественная выставка в Наровчате.

Мария Ивановна Феокритова учительница с. Абашево Наровчатского уезда. Окончила Высшие художественные технические мастерские в Москве по специальности художник-скульптор. Первые работы М.И. Феокритовой: «Песня», «Мать», «Боярыня» и другие привлекли внимание зрителей и искусствоведов. Её дипломную работу «Этюд женского тела» приобрела Государственная Третьяковская галерея. Скульптурные композиции М.И. Феокритовой можно увидеть в разных городах страны.

Павел Сергеевич Аниськин родился в с. АзарапиноНаровчатского района. Окончил Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого. Первая выставка его работ состоялась в 1954 году. П.С. Аниськин принимал участие в зональных, республиканских, зарубежных и персональных выставках. Дважды художественные произведения Аниськина демонстрировались на родине в Наровчате. Его называют поэтом русской природы, певцом Пензенского края.

В выставочном зале представлены: репродукции с картин Ф.В. Сычкова, К.А. Вещилова, картины П.С. Аниськина, скульптуры М.И. Феокритовой.

«Скромное обаяние старых вещей»

Купечество – социальная группа людей, сословие, занимающееся торговлей товаром, купленным или произведенным на собственном предприятии. Формировалось купечество из различных социальных слоев населения: из мещан, из государственных крестьян, из однодворцев.

В 1775 году купечество разделилось на 3 гильдии. В 1-ой гильдии состояли купцы с капиталом от 10 тыс. руб. и выше, во 2-ой гильдии с капиталом от 1 до 10 тыс. руб., в 3-ю гильдию входили купцы, которые имели от 500 до 1 тыс. руб. В Наровчате жили купцы 2-ой и 3-й гильдии, оборотный капитал которых был небольшой.

Мелочными щепетильными товарами торговал купец 2-ой гильдии Л.М. Финогеев. К таким товарам относились: гребешки, расчески, пуговицы, иголки, нитки, наперстки, здесь же продавались соль, рыба, сладости и др.

Шерстью, сукном, ситцем и бязью, шелком и гардинным полотном торговал купец Разумов.

Скобяным товаром (косы, вилы, бороны, скобы, сбруи) торговал купец 3-й гильдии Малышев. Из-за такого рода продаваемых товаров Малышев получил прозвище в народе «косник».

Золотом, ювелирными изделиями торговал купец П.И. Митрофанов. В городе была популярна чайная купчихи Ерофеевой. Здесь она угощала богатых посетителей, приезжавших на сезонные Наровчатские ярмарки. Главная ярмарка была на Петров день – 12 июля.

С раннего утра Базарная площадь не могла уже вместить всех прибывших на ярмарку, поэтому многие повозки стояли на прилегающих к площади улицах. Торговые ряды располагались в определенном порядке. В центре базара находился так называемый толкун.

Здесь были ряды с хлебом, хлебобулочными изделиями, кондитерскими изделиями. Ряды, где продавали одежду, головные уборы, обувь, ювелирные изделия, хозяйственные товары и многое другое. Образ купечества и мещанства нашел яркое отражение в фотоискусстве Д.П. Тараканова.

На выставке представлены: фотографии, мебель и предметы быта, костюм молодой купчихи и мещанина, павильонная фотокамера.

«Наровчат в 60-е – 80-е годы»

История пионерского движения в Наровчатском районе берет начало с мая 1923 года. Основной организационной формой являлась пионерская дружина. Крупные дружины подразделялись на отряды, а последние на звенья. Пионерские организации охватывали практически всех детей. Многие учителя, пионервожатые были отмечены знаком Центрального Совета пионерской организации «За активную работу с пионерами».

10 апреля 1919 года состоялось первое организационное собрание ВЛКСМ. В 1946 году районная комсомольская организация была награждена Красным знаменем ЦК ВЛКСМ. 8 марта 1954 года на освоение целинных и залежных земель выехала первая группа комсомольцев. Наровчатцы участвовали во всероссийских фестивалях молодежи, съездах. К концу 1980 гг. районная комсомольская организация насчитывала 1650 человек.

Народный театр в Наровчате упоминается еще в конце XIX века. С годами театральная деятельность активизировалась. На базе дома культуры был создан драматический кружок. В июне 1969 года драм.коллективу присвоено звание «Народный». Народный театр участвовал в межрегиональном театральном фестивале, выступал по Пензенскому телевидению. Награжден дипломами за высокопрофессиональное мастерство.

Звуковое кино пришло в Наровчат в 1935 году. В это время работали передвижные и стационарные киноустановки. В 1972 году открылся кинотеатр «Юбилейный». Показ фильмов предназначался для детской и взрослой категории. На экране кинотеатра впервые состоялась премьера художественного фильма «Экипаж машины боевой» земляка, Героя Советского Союза А.И. Милюкова. Здесь проводились творческие встречи с актерами театра и кино: Ю. Черновым, Н. Фоминым.

1979-1989 год - время военных событий в Афганистане. За годы войны через ограниченный контингент советских войск прошли 62 наровчатца. В Книгу памяти занесены имена: Нефедова А.В., Бормотова Н.Д., Кадейкина Н.А., Рузляева М.В. Посмертно они награждены орденом Красной Звезды.

На выставке представлены: атрибуты пионерской организации, коллекции значков и марок, микрофон и киноустановка, полевая форма и форма десантника, макеты мин, фотографии и документы.


 


Посмотреть на карте.

Фотографии



Комментарии:

Имя
Ваш комментарий


Если у вас уже есть аккаунт, то войдите.

Опрос дня

В каком месте Вы бы предпочли окунуться в проруби на праздник Крещения Господне?


Архив опросов


Гостевая книга

С подругой ходили в "Музей одной картины" на картину "Княжна Тараканова". В восторге от фильма, снятого...

Анна

06.10.2017



   
   








Вся информация на сайте представлена не на правах рекламы и несёт только ознакомительный характер.

© Министерство культуры и туризма Пензенской области, 2012