На главную

Официальная информация


Интерактивная карта Пензенской области



Туристические маршруты


Народные промыслы


Справка


Полезная информация



События

пнвтсрчтптсбвс




Музеи / Государственный музей-заповедник «Тарханы»

Адрес: Пензенская обл., Белинский р-н, с. Лермонтово

Тел.: (8415-3) 3-56-01

Сайт: www.tarhany.ru

E-mail: muslerm@sura.ru


Режим работы: Ежедневно с 9:00 до 16:00 зимой; с 9:00 до 18:00 летом, кроме последнего четверга месяца (санитарный день). Выходной день - вторник.
С 1 апреля по 30 сентября каждую субботу музей работает до 20 часов.

Входная плата: Полный - 260 руб., для учащихся - бесплатно.

О МУЗЕЕ

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения.

Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.

Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. «Кругом родные все места»,— так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» имеет три экспозиционных комплекса.

В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба, дом ключника, теплица, дом мельника и мельница, конюшня и здание музейно-просветительского центра, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.

Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.

Третий комплекс — имение «милой тетеньки» М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан.

Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной).

В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник «Тарханы». В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 200 га.

Директором музея с 1977 года является Заслуженный работник культуры России Тамара Михайловна Мельникова.

Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту: картина работы М.Ю. Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони», его рисунки, фарфоровая чернильница, бронзовая печатка, походная шкатулка, портсигар, трубка, альбом, фамильная икона Столыпиных, парадные носовые платки матери и бабушки, кресла, комод из барского дома и т.д.

В «Тарханах» собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.).

«Тарханы» — богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.

Одновременно «Тарханы» - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи...

С момента открытия музей стал крупнейшим в стране научно-исследовательским и просветительским центром лермонтоведения; в музее проводятся научные конференции, материалы которых, а также изыскания сотрудников музея, публикуются в научном сборнике.

В музее постоянно совершенствуются формы работы с посетителями: театрализованные экскурсии, литературно-музыкальные вечера, фольклорные праздники, викторины, день последнего звонка и день знаний, последний урок литературы для выпускников, театрализованное представление «Минувших дней очарованье» с элементами бала лермонтовского времени... Сейчас «Тарханы» заняты возрождением местных промыслов: ткачества, лозоплетения, гончарного искусства, вязания.

С 1971 в «Тарханах» проходят Всероссийские Лермонтовские праздники.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт. Автор знаменитых стихотворений «Смерть поэта» (где впервые после декабрьскоой катастрофы прозвучал голос общественного протеста), «Бородино» (где впервые в русской литературе историческое событие увидено глазами простого солдата), романтической драмы «Маскарад» (о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России), первого в русской литературе социально-психологического и философского романа «Герой нашего времени», самой загадочной поэмы «Демон» - выдающегося явления не только русской, но и мировой поэзии, эпической «Песни... про купца Калашникова», автор нежных лирических стихотворений...

По силе восприятия действительности, силе чувств, силе энергии и языковой выразительности, по смелости мысли поэзия Лермонтова не имеет ничего подобного в русской литературе.

Родился М.Ю. Лермонтов 3 октября (по старому стилю) 1814 года в Москве. В возрасте «полугоду» родители привезли его в Тарханы, имение бабушки Е.А. Арсеньевой.

Когда Лермонтову было 2 года и 4 месяца, умерла его мать. С этого времени начинается распря между его бабушкой и отцом. Елизавета Алексеевна, женщина «деспотического, неприклонного характера, привыкшая повелевать», во что бы то не стало хотела оставить внука при себе. Юрий Петрович Лермонтов, будучи небогат, скрепя сердце вынужден был уступить теще.

Несмотря на разлуку с отцом, Лермонтов был очень к нему привязан. От отца он слышал предание о своих далеких предках - шотландцах, среди которых был знаменитый средневековый стихотворец и прорицатель Томас Лермонт из Эрсильдауна, воспетый Вальтером Скоттом в балладе «Томас стихотворец».

В 1613 году «шкотский» рыцарь Георг Лермонт, который стал основателем рода Лермонтовых в России, перешел на службу к Михаилу Федоровичу Романову, чтобы обучать русских воинов военному делу. Память о лучших представителях своего рода всегда жила в Лермонтове.

Достойный пример служения Отечеству поэт видел в поступках своего прадеда Юрия Петровича, который в присутствии Екатерины II смело высказывался против злоупотреблений государственных чиновников и предлагал меры по улучшению законодательства, своего деда, артилерии поручика Петра Юрьевича, отца Юрия Петровича, ополченца 1812 года.

По бабушке Лермонтов находился в близком родстве со Столыпиными, игравшими заметную роль в политической и экономической жизни России. Прадед Лермонтова Алексей Емельянович Столыпин был пензенским гражданским губернатором, а его сыновья избрали себе государственное или военное поприще.

Александр был адъютантом Суворова, Аркадий - обер прокурором в Сенате, Николай, участник войны 1812 года, теоретик военного дела, впоследствии стал севастопольским губернатором, Дмитрий, сослуживец П.И. Пестеля, командовал Южным корпусом армии.

Декабристы прочили его и Аркадия в члены правительства в случае успеха восстания. Видное положение в обществе способствовало укреплению дружбы с известными людьми России того времени. Сперанский М.М., Мордвинов Н.С., Куракин Б.А... были частыми гостями в доме Столыпиных. Семьи братьев и сестер Е.А. Арсеньевой играли заметную роль и в жизни поэта.

«Дядюшка Афанасий Алексеевич» Столыпин (двоюродный дед Лермонтова) стал его опекуном после смерти родителей. Близким другом поэта и секундантом на его обеих дуэлях был Алексей Аркадьевич Столыпин по прозвищу Монго. Знаменитый реформатор России премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) приходился Лермонтову троюродным братом: его отец ребенком был товарищем юношеских забав будущего поэта.

По свидетельсву современника, «в доме Елизаветы Алексеевны все было расчитано для пользы и удовольствия ее внука». В Тарханах Лермонтов получил серьезное домашнее образование, которое продолжил в Московском благородном пансионе. Ко времени учебы в пансионе относится начало его поэтической деятельности.

В 1830 году поступил в Московский университет на нравственно- политическое отделение. В этом же году в журнале «Атеней» было впервые напечатано стихотворение «Весна».

В 1832 году поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где принимал участие в составлении рукописного журнала «Школьная заря», в котором были помещены его юнкерские поэмы «Гошпиталь», «Петергофский праздник», «Уланша» и юнкерские стихи.

В ноябре 1834 года М.Ю. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. В феврале 1837 года за стихотворение «Смерть поэта» (отклик на смерть А.С. Пушкина) был переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Здесь произошло знакомство М.Ю. Лермонтова с В.Г. Белинским и ссыльными декабристами.

В начале 1838 года М.Ю. Лермонтов возвратился из ссылки. С этого времени каждый номер «Отечественных записок» выходит с его стихами.

18 февраля 1840 года за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом был арестован и снова выслан на Кавказ.

На Кавказе поэт участвовал во всех военных операциях, «удивляя своей удалью старых кавказских джигитов».

15 июля (по старому стилю) 1841 года на дуэли с Н. Мартыновым М.Ю. Лермонтов был убит. Похоронен был в Пятигорске. В апреле 1842 года гроб с его телом М.Ю. Лермонтова был перевезен и перезахоронен в Тарханах на фамильном кладбище.

БАРСКИЙ ДОМ

«Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской...»
- таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах.

Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой.

В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века.

Среди меморий тарханского дома парадные носовые платки матери поэта и его бабушки, икона XVII века «Спас нерукотворный», туалетный стол, принадлежавший М.М. Лермонтовой, рисунки М.Ю. Лермонтова карандашом, одна из самых больших работ Лермонтова-художника «Кавказский вид близ селения Сиони», а также личные вещи поэта: трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана - вещи изящные, удобные и прочные. В «Тарханах» экспонируется принадлежавший Лермонтову экземпляр 3 главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», изданный в 1827 году.

Бытовая обстановка, воссозданная в барском доме, позволяет оценить роль усадебной культуры в формировании личности Лермонтова. Именно жизнь в Тарханах дала будущему великому поэту ощущение свободы, единения с природой, ощущение причастности к традициям предков.

В этом доме Лермонтов пережил смерть матери и разлуку с отцом, впервые приобщился к основам наук, впервые взял в руки карандаш и впервые прикоснулся к клавишам рояля. В этот дом приезжал он в отпуск зимой 1836 года. И всегда в «... Тарханах все ходило вокруг и около Мишеньки».

Поэтому не случайно, размышляя о жизни и смерти, М.Ю. Лермонтов мечтал быть похороненным в Тарханах.

ЦЕРКОВЬ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Время пощадило памятник: он сохранил свою архитектуру. Небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е.А. Арсеньевой в память дочери Марии Михайловны. Освящена церковь в 1820 г.

С 1819 по 1820 г.. С 1826 по 1840 г. церковь выполняла функции приходской. Здесь постоянно ребенком бывал Лермонтов. А 31 декабря 1835 г. в церкви служили хвалебный молебен в честь приезда Лермонтова в Тарханы. Внутри церковь не была расписана. Действующей была до 1925 года.

Сегодня Сегодня внутреннее убранство церкви приведено в соответствие с его видом в лермонтовское время. И здесь размещена экспозиция «Но чувство есть у нас святое...», которая позволяет показать религиозную культуру лермонтовской эпохи в её связях с жизнью и творчеством Лермонтова, раскрыть понятия веры и памяти в творчестве и судьбе поэта…

В 2007 году церковь была освящена. Каждый четверг и в праздники здесь проходят службы.

Особый интерес вызывают иконы XIX века и представленные в церкви метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 г. среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте «полугоду», а в 1821 г. семилетний Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки, в книге за 1845 г. — запись о смерти Е.А. Арсеньевой.

ДОМ КЛЮЧНИКА

«На дворе в шагах во ста от дома построен маленький флигелек, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание о котором приводит в волнение все его престарелое существо», - писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.

Слуга поэта - Андрей Иванович Соколов - был подарен маленькому Лермонтову и всегда находился рядом со своим питомцем. После смерти поэта он получил вольную, но до самой смерти жил в Тарханах, в доме ключника.

Дом был восстановлен на прежнем фундаменте в 1968 году. Сейчас здесь открыта экспозиция «Русский народ, этот сторукий исполин…», рассказывающая об отношениях М.Ю. Лермонтова с тарханскими крестьянами, о роли простого народа в жизни России.

ЛЮДСКАЯ ИЗБА

Экспозиция в людской избе продолжает тему «Русский народ, этот сторукий исполин…».

Роман «Вадим», поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», стихотворения «Бородино», «Предсказание», «Родина», в которых Лермонтов обращается к истории, помогают раскрыть эту тему.

Кроме традиционной экспонатуры (предметы быта XIX в., издания произведений, иллюстрации) в этой экспозиции применена аудиовизуальная система, включающая в себя слайды, фонограмму, приемы световой и цветовой выразительности.

УСАДЬБА

С именем Лермонтова Тарханы связаны с конца XIX века. В 1794 г. это имение приобрели его дед и бабка - Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы. В излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой, было положено основание усадьбы, которую устроили по всем правилам тогдашнего усадебного строительства. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов: Верхний, или Барский пруд, Нижний и Средний.

По плотине Среднего пруда можно выйти на высокий холм, где откроется нечто особенное - «траншеи» - место военных игр будущего поэта.

В начале XIX века барский дом делил усадьбу на две части: парадную и хозяйственную. При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей.

Пруды, рощи и поле обрамляют небольшой ухоженный парк, подчеркивают его стройность и строгость. Искусственные декоративные элементы усиливаются естественными.

На юге Круглый сад соединяется с Дубовой рощей и образует единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастирует с широкой равниной, протянувшейся до Долгой рощи.

Дальний сад представляет собой в плане квадрат. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре, где стоит деревянная беседка.

По западному склону от барского дома террасами пролегают аллеи парка.

СЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЧАСОВНЯ

Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта Е.А. Арсеньевой. В 1826 году началось строительство церкви Михаила Архистратига.

М.Ю. Лермонтов видел эту церковь еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск.

Строительство церкви было завершено в 1839 году. Освящение состоялось в 1840 году.

Вероятно, в церкви Михаила Архистратига 21 апреля 1842 года на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с телом М.Ю. Лермонтова для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:

Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: «Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841». Слева от него памятник матери поэта, со сломанным якорем на кресте. На памятнике надпись: «Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней».

Справа - памятник деду, М.В. Арсеньеву (1768-1810).

Слева под окном установлена плита, удостоверяющая, что здесь похоронена Е.А. Арсеньева.

АПАЛИХА

От юго-западной границы Тархан начинается дорога в Апалиху, имение «милой тетеньки» М.А. Шан-Гирей. Издалека видны кроны вековых лип апалихинского парка. Время почти не изменило пейзаж. Далеко в полях теряется степная речка Марарайка, по обе стороны дороги, ведущей в Апалиху, желтеют нивы, также чист и прозрачен родник в парке...

Может быть, именно эти пейзажи вдохновили Лермонтова на написание строк:

И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами; каждый звук
Гармонии вселенной, каждый час
Страданье или радости для нас
Становится понятен...

Благодаря апалихинским родственникам до нас дошли рукописи Лермонтова, среди них копия «Панорамы Москвы», драма «Люди и страсти», поэмы «Черкесы» и «Боярин Орша», а также учебники, тетради, записи лекций, рисунки и картины поэта, платки матери и бабушки, «Маскарадная книга», в которую М.Ю. Лермонтов вписывал посвящения своим московским знакомым.

Сегодня Апалиха - роскошный парк, который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам природы, по-новому прочитываются баллады «Тростник», «Русалка»...


Посмотреть на карте.

Фотографии



Комментарии:

  • Любовь

    25-11-2015 [18:47]

    Спасибо! Еще под впечатлением,но в целом Респект!Как трудно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить...
Имя
Ваш комментарий


Если у вас уже есть аккаунт, то войдите.

Опрос дня

В каком месте Вы бы предпочли окунуться в проруби на праздник Крещения Господне?


Архив опросов


Гостевая книга

С подругой ходили в "Музей одной картины" на картину "Княжна Тараканова". В восторге от фильма, снятого...

Анна

06.10.2017



   
   








Вся информация на сайте представлена не на правах рекламы и несёт только ознакомительный характер.

© Министерство культуры и туризма Пензенской области, 2012