Главная
/
Путеводитель
/
Что привезти из Пензы
/
Народные промыслы
/
Районы
/Художественное стекло
Художественное стекло
Русское стеклодельное искусство - промысел древний, познавший взлеты, падения, периоды полного забвения и высочайшего расцвета.
Что же касается Пензенского края, то началом художественного стекольного промысла у нас принято считать 3 августа 1764 года. В этот день императрица Екатерина II подписала указ, дозволявший отставному секунд-майору Алексею Ивановичу Бахметеву устроить в своем селе "Никольское, Пестровка тож" "хрустальную стеклянную фабрику". Первые фабричные здания были возведены в том же году. Довольно быстро Никольская продукция, по словам исследователя Валентины Сергеевны Головой, "приобретает то совершенство и в формах и в декоре, которое позволяет говорить о сложившейся художественной культуре и высоком профессионализме исполнителей". Неудивительно, что в последние десятилетия XVIII в. Бахметевские стекло и хрусталь получили широчайшую известность.
В 1806 году на Бахметевский завод поступил заказ, от которого зависела вся дальнейшая судьба производства: требовалось изготовить "для Его Императорского Величества столовый деланной прибор на 70 кувертов". Заказ этот был блестяще исполнен. Александр I изъявил "свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства" и пожаловал мастеру Александру Петровичу Вершинину золотые часы - редкостная по тем временам награда для крепостного.
В истории Никольского стекла были периоды и расцвета, и упадка. Тяжелейшим испытанием для промысла стали "лихие девяностые", когда полностью остановилось производство стекла на заводе "Красный гигант". Но в 2008 году в городе открылось предприятие "Бахметевская артель", возродившие славу Никольского хрусталя.
В настоящее время на территории бывшего завода "Красный гигант" размещены мастерские, оборудованные по последнему слову техники, в которых высококлассные мастера - в большинстве своем жители Никольска - изготавливают не только массовую продукцию, сочетающую в себе утилитарные качества и необыкновенную красоту, но и создают на заказ изделия, с необыкновенной точностью копирующие знаменитые шедевры Бахметевского завода.
Художественное стеклоделие в XX веке получило развитие и в Пензе. Занимаются им Николай Иванович Прилепкин, создающий декоративные композиции и скульптуры из стекла, Елена Васильевна Дубская, работающая в том же направлении. Из современных художников по стеклу, живущих в Никольске, нужно отметить династию Фокиных. Здесь творческий опыт передан буквально от отца к сыну: художественным стеклом занимаются не только глава семьи Александр Иванович Фокин, но и его дети - Антон и Таисия, и невестка Анна Вишнякова. И, конечно, нельзя не упомянуть уникального мастера-самоучку Александра Игнатьевича Меркулова. С помощью газовых горелок из обыкновенных стеклянных медицинских трубок мастер создавал декоративные самовары и чашки, чайные сервизы, наборы для вина, канделябры и подсвечники, но его фирменным изделием были вазы с букетами белых и синих колокольчиков.
Пензенская школа стекла и хрусталя сегодня по праву считается превосходной, весьма авторитетной и во многом уникальной.
Что же касается Пензенского края, то началом художественного стекольного промысла у нас принято считать 3 августа 1764 года. В этот день императрица Екатерина II подписала указ, дозволявший отставному секунд-майору Алексею Ивановичу Бахметеву устроить в своем селе "Никольское, Пестровка тож" "хрустальную стеклянную фабрику". Первые фабричные здания были возведены в том же году. Довольно быстро Никольская продукция, по словам исследователя Валентины Сергеевны Головой, "приобретает то совершенство и в формах и в декоре, которое позволяет говорить о сложившейся художественной культуре и высоком профессионализме исполнителей". Неудивительно, что в последние десятилетия XVIII в. Бахметевские стекло и хрусталь получили широчайшую известность.
В 1806 году на Бахметевский завод поступил заказ, от которого зависела вся дальнейшая судьба производства: требовалось изготовить "для Его Императорского Величества столовый деланной прибор на 70 кувертов". Заказ этот был блестяще исполнен. Александр I изъявил "свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства" и пожаловал мастеру Александру Петровичу Вершинину золотые часы - редкостная по тем временам награда для крепостного.
В истории Никольского стекла были периоды и расцвета, и упадка. Тяжелейшим испытанием для промысла стали "лихие девяностые", когда полностью остановилось производство стекла на заводе "Красный гигант". Но в 2008 году в городе открылось предприятие "Бахметевская артель", возродившие славу Никольского хрусталя.
В настоящее время на территории бывшего завода "Красный гигант" размещены мастерские, оборудованные по последнему слову техники, в которых высококлассные мастера - в большинстве своем жители Никольска - изготавливают не только массовую продукцию, сочетающую в себе утилитарные качества и необыкновенную красоту, но и создают на заказ изделия, с необыкновенной точностью копирующие знаменитые шедевры Бахметевского завода.
Художественное стеклоделие в XX веке получило развитие и в Пензе. Занимаются им Николай Иванович Прилепкин, создающий декоративные композиции и скульптуры из стекла, Елена Васильевна Дубская, работающая в том же направлении. Из современных художников по стеклу, живущих в Никольске, нужно отметить династию Фокиных. Здесь творческий опыт передан буквально от отца к сыну: художественным стеклом занимаются не только глава семьи Александр Иванович Фокин, но и его дети - Антон и Таисия, и невестка Анна Вишнякова. И, конечно, нельзя не упомянуть уникального мастера-самоучку Александра Игнатьевича Меркулова. С помощью газовых горелок из обыкновенных стеклянных медицинских трубок мастер создавал декоративные самовары и чашки, чайные сервизы, наборы для вина, канделябры и подсвечники, но его фирменным изделием были вазы с букетами белых и синих колокольчиков.
Пензенская школа стекла и хрусталя сегодня по праву считается превосходной, весьма авторитетной и во многом уникальной.
Где находится