Версия для слабовидящих
А
А
К обычной версии
Ru En Cn
ул. Куйбышева
Где находится
Адрес:г. Пенза, ул. Куйбышева

Улица Верхняя Пешая (ныне - Куйбышева) является одной из первых улиц города, возникших в городе в XVII — начале XVIII веков. Улица находилась в слободе пеших казаков — служилых людей, которые несли воинскую службу.

6 октября 1785 года был утвержден первый генеральный план застройки Пензы. При этом пешие солдаты выселялись в Кривозерье, Веселовку, Березовку.

5 мая 1900 года в связи со 100-летием со дня смерти великого русского полководца А. В. Суворова Верхняя Пешая была переименована в Суворовскую.

В 1935 году президиум пензенского горсовета в своем постановлении указал: «Учитывая ходатайство общественности города и пионеров 4-й школы им. КИМа, Суворовскую улицу переименовать в улицу имени Куйбышева».

Согласно Своду памятников истории и культуры Пензенской области участки, отводившиеся служилым людям, были одинаковых размеров, нарезались регулярно. Застройка жилая, с огородами и садами. Улица прямая, располагается на возвышенности, понижаясь к югу.

Расположена улица между улицами Лермонтова (бывшая Садовая) и Тамбовской.

Здесь, на углу Верхней Пешей и Садовой располагался дом (№1) коллежского асессора, камер-юнкера Двора Его Императорского Величества Андрея Павловича Дубенского, ныне отсутствует.

Сюда в июне 1901 года перешла из дома Вакуленко (ул. Московская, 7) библиотека им. М. Ю. Лермонтова. В это время она «состояла из передней комнаты (прихожей), с одной стороны которой помещался гардероб, затем посетители проходили в комнату книговыдачи. Здесь же с правой стороны помещались простые деревянные стеллажи, высокие, с подставной деревянной лестницей. Прямо дверь вела в другую комнату – основное книгохранилище». В мезонине этого дома, в небольшой комнате, 22 сентября 1905 года был основан естественноисторический музей, устроенный Пензенским обществом любителей естествознания (ПОЛЕ).

Следующий дом - № 3 – исторический памятник середины XIX века, усадьба, где в 1910 году родился исследователь Арктики, капитан дальнего плавания, кандидат географических наук, писатель, герой Советского Союза Константин Бадигин.

22 апреля 2009 года дом загорелся. В настоящее время дом снесен. 

Теперь в память об этом памятнике архитектуры имеются лишь фотографии и его описание в Своде: «двухэтажный с мезонином дом смешанной конструкции (первый этаж – каменный, второй и мезонин – деревянные, оштукатуренные), покрыт вальмовой крышей, имеет вытянутую одноэтажную хозяйственную пристройку. Дом обращен протяженным фасадом на улицу и стоит в ряду застройки, центр выделен мезонином в три окна с треугольным фронтоном. Боковые и дворовые фасады решены в тех же архитектурных формах лишь с некоторым упрощением декора. Основу планировки составляет широкий коридор со входом со двора по западной, северной и восточным сторонам которого располагаются ряды комнат; в мезонине две светелки соединяются центрально расположенными сенями».

Напротив домов Дубенского и Бадигина, через дорогу, располагаются два дома – 4а и 4б.

Эти два жилых дома построены в 1870-е г.г. одновременно для служителей Спасского собора.

Дом 4а – кирпичный, двухэтажный с цокольным этажом под вальмовой крыжей, построен на несколько семей.

Дом 4б – двухэтажный, смешанной конструкции (деревянные стены второго этажа обложены кирпичом), под вальмовой крышей. Симметричные входы размещены в пристроенных по бокам объемах-тамбурах. Цокольный этаж рустован. Интерьеры этих зданий не сохранились.

На участке сохранилась бывшая конюшня, двухэтажная кирпичная, оштукатуренная, с небольшими окнами, междуэтажным карнизом и подоконной тягой.

Куйбышева, 13 – жилой дом второй половины XIX века. Отличается богатством и выразительностью архитектурных форм. Прямоугольные оконные проемы первого этажа обрамлены квадровым рустом с замковым камнем, арочные окна второго этажа – пилястрами и архивольтами. Четыре квартиры имеют отдельные входы по лестницам, находящимся в торцах дома. Интерьеры не сохранились.

Следующий памятник истории и архитектуры - жилой дом № 15, построенный в середине XIX века.

Пристройки сеней южных и северных боковых фасадов конца XIX века обогатили архитектурные формы. На втором этаже небольшие фронтоны выполнены в объемной резьбе. Первые этажи дома использовались под служебные помещения, а второго – под парадные и жилые.

В мае 1918 года здесь находился штаб первого чехословацкого революционного полка, участвовавшего в обороне Пензы от белочехов и подавлении контрреволюционных мятежей в губернии. Позже дом занимал штаб первой пензенской пехотной дивизии, участвовавшей в освобождении Поволжья и Урала от белогвардейцев и на других фронтах гражданской войны.

Дом и мастерская И.П. Вакуленко на Верхней Пешей. Справа здание - №20, в котором размещался "Дом книголюбов" на пересечении с улицей Покровско-Попереченской (ныне Чкалова). Вдалеке виден ансамбль мужского монастыря. Конец XIX века. Фото И.П. Вакуленко.

Первое известное упоминание об этой усадьбе (Куйбышева, 20) относится к началу XIX века. В 1848 году усадьбу купил титулярный советник доктор А.И.Циммерман. Здесь с 1855 по 1859 годы жил И. Н. Ульянов. Именно в здании на Куйбышева, 20 прошло первое заседание координационного совета Пензенского дворянского собрания. Более 30 лет здесь существовал «Дом книголюба».

Вид на восток с улицы Верхней Пешей видна Покровская церковь. Вдалеке за рекой - сахарный завод братьев Герке, за ним - Всехсвятская церковь. Рязано-Уральская ж/д еще не построена.

Переходим улицу Покровско-Попереченскую (ныне - Чкалова) и слева видим городскую усадьбу конца XIX начала XX века (Куйбышева,24).

Она включала в себя главный дом, стоящий торцов в ряду застройки улицы и дворовые флигели. Главный дом деревянный, рубленный в обло, двухэтажный на каменном полуподвале. Образованный двускатной кровлей высокий щипец с резными подзорами, полотенцем и крестовиной – зашит досками с резьбой. Окна второго этажа с прорезью очелий и точеными стойками выделяют эту часть здания. Планировка, пропорции здания, расположение формы резьбы свидетельствуют об использовании проекта из Атласа, изданного в 1851 году Главный управление путей сообщения и публичных заведений.

Флигель начала XIX века одноэтажный, деревянный, рубленный в обло, обшит тесом под вальмовой крышей. Главный фасадом выходит во двор. Вход выделен четырехгранным шатром со слуховым окном. С южной стороны самая большая комната, выделена на фасаде строенным окном, под фронтоном с двойной крестовиной. Является примером архитектуры модерна.

Вид на юг из одного из дворов на улице Суворовской. Введенская церковь находилась на Архангельской площади. Начало ХХ века. Фото Б.И. Цилли.

Куйбышева № 33 – бывшая богадельня (конец XIX века). Здание каменное трехэтажное с высоким цоколем имеет на дворовом фасаде три ризалита и на главном – три раскреповки на центральных и боковых осях окон. Центральная часть главного фасада завершается фигурным аттиком с вписанным в тимпан круглого полуфронтона медальоном символического изображения медицины (ныне отреставрировано с сохранением прежнего вида).

Куйбышева, 45 - помещичья усадьба, извествестная нам как Музей народного творчества и расположенная в удалении от красной линии застройки улицы.

Это владение надворной советницы Варвары Никаноровны Загоскиной — двоюродной тетки известного русского писателя Михаила Николаевича Загоскина . Правда, свое пышное декоративное убранство он получил значительно позже, где-то в конце XIX века, когда усадьбой владел купец Отто Карлович фон Эйнем, либо же при другом владельце — лесопромышленнике Степане Лаврентьевиче Тюрине .

Где находится